1. Почему в районах, прилегающих к энергоисточникам РУП «Минскэнерго», периодически появляется неприятный «нефтяной запах»?
Основное топливо, используемое на энергоисточниках
РУП «Минскэнерго» – природный газ, резервное – топочный мазут (М-100). За 2022 год соотношение использования топлива: природный газ – 98,42%; топочный мазут – 0,42%; местные виды топлива – 1,16%.
Жидкое топливо (топочный мазут) поступает (при необходимости) в железнодорожных цистернах, а также автомобильным транспортом, на энергоисточники, где отсутствует железная дорога. Для придания топливу необходимой вязкости, с целью слива из цистерн и перекачки насосами выполняется его разогрев подачей пара в цистерны.
Для возможности оперативного перехода на резервное топливо мазут в резервуарах хранится в разогретом состоянии.
Все резервуары мазутных хозяйств энергоисточников
РУП «Минскэнерго» регулярно проходят техническую диагностику и находятся в технически исправном состоянии (согласно требованиям ТНПА) и работает без замечаний, как при разгрузке топлива, так и при подаче его на сжигание в котлоагрегаты.
В соответствии со стандартом ГПО «Белэнерго» СТП 33240.20.501-19 «Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Республики Беларусь», а также СТП 09.110.23.510-07 «Инструкция по эксплуатации мазутных хозяйств тепловых электростанций и районных котельных», при работе котлоагрегатов на природном газе, часть мазутных резервуаров должна находиться в горячем резерве (температура мазута 60-80°С), с целью оперативного перехода на его сжигание в котлоагрегатах при прекращении поставок природного газа (аварийных ситуациях на газопроводе).
В соответствии с п.6.2 СТП «ГПО Белэнерго» 33240.23.100-21 «Нормы и правила по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных ГПО «Белэнерго»» и п.4.2.25 ВНТП 81 «Нормы технологического проектирования тепловых электрических станций и тепловых сетей» склад резервного жидкого топлива энергоисточника должен обеспечивать 10 – суточный расход энергоисточника с целью возможности доставки, пополнения запасов топлива, при прекращении поставок природного газа.
В связи с вышеизложенным, не использовать разогрев мазутных резервуаров, а также полностью отказаться от хранения топочного мазута на энергоисточниках РУП «Минскэнерго», не представляется возможным.
В связи тем, что энергоисточники РУП «Минскэнерго» расположены в непосредственной близости к жилым районам, возможно периодическое появление специфического запаха мазута в близлежащих районах в любой момент времени суток.
К примеру, для выявления причин появления «нефтяного запаха» в микрорайонах города Минска, прилегающих к филиалу «Минская ТЭЦ-4», а также уточнения состава нефтепродуктов, лабораторией органической химии Белорусского государственного технологического университета выполнена научно-исследовательская работа (далее – НИР): «Сопоставительный анализ состава и физико-химических свойств образцов мазута топочного, отобранных из резервуаров № 1, 3 и 1 арбитражной пробы мазутного хозяйства филиала «Минская ТЭЦ-4» РУП «Минскэнерго». Согласно результатам НИР появление «нефтяного запаха» никак не связано со сжиганием мазута на котлоагрегатах. Причинами появления «нефтяного запаха» является испарение (унос) из мазута, хранящегося в мазутохранилищах Минской ТЭЦ-4, легких фракций углеводородов С6 — С12, относящихся к бензиновым фракциям, что связано с необходимостью придания мазуту необходимой вязкости при его производстве.
В связи с переходом на новые технологии по глубокой переработке нефти на нефтеперерабатывающих заводах существенно изменился ненормируемый состав компонентов нефтяного топлива по ГОСТ 10585-2013 «Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия» (далее – ГОСТ) при соблюдении нормируемых показателей (по вязкости, зольности, сере, плотности, вязкости и других). Разогрев данных нефтепродуктов сопровождается значительным выделением летучих компонентов топлива, которые, в зависимости от направления и силы ветра, могут ощущаться даже за пределами санитарно-защитной зоны энергоисточников.
Для обеспечения надежного и бесперебойного снабжения населения и промышленных потребителей тепловой и электрической энергией топочный мазут в 2022 году использовался:
— на филиалах «Минские тепловые сети» и «Молодечненские электрические сети» с целью проведения режимно-наладочных испытаний;
— на филиале «Слуцкие электрические сети» с целью высвобождения емкостей для проведения диагностики мазутных резервуаров;
Во время сжигания мазута, как и в остальное время, эксплуатация оборудования и ведение режимов его работы осуществляется оперативным персоналом энергоисточника в соответствии с разработанными в процессе испытаний и утвержденными режимными картами, с соблюдением экологических нормативов, установленных в комплексном природоохранном разрешении или разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно данным замеров аккредитованных лабораторий, а также данным автоматизированных систем контроля за выбросами, превышений концентраций выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2022 год не выявлено.
Кроме того, центром гигиены и эпидемиологии проводятся лабораторные исследования качества атмосферного воздуха с учетом направления ветра в зоне влияния выбросов энергоисточников. Концентрации загрязняющих веществ, входящих в состав выбросов энергоисточников, за 2022 год соответствовали установленным гигиеническим нормативам.
Для минимизации проявления «нефтяного запаха»
РУП «Белнипиэнергопром», по договору с РУП «Минскэнерго», разработана предпроектная документация по объекту: «Реконструкция мазутного хозяйства филиала «Минская ТЭЦ-4» РУП «Минскэнерго»», на которую получено положительное заключение экологической экспертизы №1187-Э
от 11.07.2022. Ориентировочный срок реализации указанного объекта строительства — 2025 год.
Является ли садоводческое товарищество энергоснабжающей организацией для его членов?
«В соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 Правил электроснабжения (далее — Правила), утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 1394 (далее — Постановление), настоящими Правилами, разработанными в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, другими актами законодательства, определяется порядок взаимоотношений потребителей электрической энергии (мощности) с республиканскими унитарными предприятиями электроэнергетики «Брестэнерго», «Витебскэнерго», «Гомельэнерго», «Гродноэнерго», «Минскэнерго», «Могилевэнерго» и другими энергоснабжающими организациями по заключению, исполнению, изменению, продлению и прекращению договоров электроснабжения, условиям снабжения и пользования электрической энергией, расчетам за электрическую энергию (мощность) и ответственности сторон.
Согласно пункту 3 Постановления право давать разъяснения по применению Правил предоставлено Министерству энергетики.
Согласно сформированной позиции Министерства энергетики, садоводческое товарищество (далее — СТ), осуществляя обеспечение (не продажу) электрической энергией садовых домов членов СТ, не подпадает под определение «энергоснабжающей организации» во взаимоотношениях с членами СТ.
При этом формирование договорных отношений СТ, как юридическим лицом, с членами СТ законодательством в области электроснабжения не предусмотрено.
Порядок расчетов членов СТ за потребленную электроэнергию определяется органами управления СТ с учетом требований пункта 205 Правил, согласно которому граждане — члены СТ осуществляют возмещение расходов СТ на электроснабжение садовых домиков, других электроприемников, в том числе объектов общего пользования (насос скважины, уличное освещение, освещение сторожки и т.д.), технологического расхода электрической энергии на ее транспортировку в электрических сетях садоводческих товариществ (отпайка от ВЛ-10 кВ, силовой трансформатор напряжением 10/0,4 кВ, ВЛ-0,4 кВ) в порядке, определенном законодательством, регулирующим деятельность садоводческих товариществ.
Таким образом, порядок электроснабжения садовых домиков и расчетов членов СТ за потребленную электроэнергию не регулируется Правилами электроснабжения и иным законодательством в области электроснабжения. Данный порядок формируется органами управления СТ с учетом местных условий.»