Главная / Часто задаваемые вопросы и...

Часто задаваемые вопросы и ответы на них

1Как открыть лицевой счет в филиале «Энергосбыт» и заключить договор электроснабжения?

Лицевой счет для производства платежей за потребленную электроэнергию открывается в энергоснабжающей организации на имя собственника квартиры (одноквартирного жилого дома) частного жилищного фонда или нанимателя квартиры (одноквартирного жилого дома) государственного жилищного фонда, собственника капитального строения (здания, сооружения), в которых электрическая энергия используется для бытового потребления.

Гражданин, использующий или намеревающийся использовать электрическую энергию для бытового потребления, для открытия лицевого счета и заключения письменного договора электроснабжения представляет в энергоснабжающую организацию документ, удостоверяющий личность.

Кроме этого, для открытия лицевого счета и заключения письменного договора также могут понадобиться:

  • сведения о правоудостоверящих документах на жилое помещение или другое капитальное строение или на земельный участок, на котором планируется построить одноквартирный жилой дом;
  • сведения о решениях органов местной исполнительной власти о разрешении на реконструкцию или строительство дома;
  • заключение органов госэнергонадзора о возможности ввода электроустановок в эксплуатацию.

Для быстрого и эффективного решения данного вопроса рекомендуем гражданам самостоятельно представить в энергоснабжающую организацию указанные сведения и документы, либо филиал Энергосбыт самостоятельно запрашивает всю необходимую для оформления лицевого счета и заключения договора информацию, что требует времени (до месяца).

Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь, договор электроснабжения с гражданином, использующим электрическую энергию для бытового потребления, считается заключенным с момента первого фактического подключения электроустановки в соответствии с законодательством к электрической сети энергоснабжающей организации.

Вместе с тем заключение договора электроснабжения в письменной форме отвечает интересам в первую очередь потребителя электроэнергии. В тексте договора содержится информация о правах потребителя, обязанностях энергоснабжающей организации, изложен порядок расчетов. Наличие письменного договора поможет потребителю при необходимости защитить свои интересы в конфликтных ситуациях.

2Надо ли обращаться в филиал «Энергосбыт» при покупке квартиры или дома? Или можно продолжать платить на номер лицевого счета, который сообщил предыдущий собственник?

Обязательно надо! При смене собственника или нанимателя жилого помещения, собственника нежилого капитального строения новый собственник (наниматель) обязан в течение 10 календарных дней со дня получения правоудостоверяющих документов на квартиру (одноквартирный жилой дом, капитальное строение), обратиться в энергоснабжающую организацию для заключения договора электроснабжения.

Настоятельно рекомендуем перед совершением сделки о покупке недвижимости затребовать у продавца (собственника помещения) справку об отсутствии задолженности по оплате электроэнергии. Данная справка выдается абонентам совершенно бесплатно и поможет избежать в будущем неприятных «сюрпризов» в виде неоплаченных долгов предыдущего собственника.

3Кто устанавливает тарифы на электрическую энергию для бытовых потребителей, и где граждане могут получить актуальную информацию о них?

Тарифы для граждан, использующих электрическую энергию для бытовых нужд, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Информация об изменении тарифов доводится до граждан энергоснабжающей организацией путем публикации в средствах массовой информации, а также размещением на информационных стендах в энергоснабжающих организациях, а также организациях, принимающих платежи от населения, на официальных сайтах филиала «Энергосбыт», РУП «Минскэнерго», Министерства энергетики Республики Беларусь. Уточнить эту информацию можно по многоканальному справочному телефону филиала «Энергосбыт» 371-00-33.

С подробной информацией об актуальных тарифах на электрическую энергию для населения можно ознакомиться на сайте филиала «Энергосбыт» РУП «Минскэнерго» www.energosbyt.by.

4Существуют тарифы, зависящие от времени суток, когда потреблялась электроэнергия. Кто может рассчитываться по этим тарифам и что надо сделать, чтобы перейти на такую систему расчетов?

Бытовым абонентам, у которых расход электроэнергии превышает 300-400 кВтч в месяц и есть возможность распределять потребление электроэнергии в течение суток, имеет смысл рассмотреть систему расчетов по дифференцированным по временным периодам тарифам.

Для перехода к оплате по тарифам, дифференцированным по временным периодам, необходимо наличие или приобретение абонентом многотарифного электронного прибора учета, после чего следует обратиться с письменным заявлением в энергоснабжающую организацию по месту жительства.

Ознакомиться с актуальными тарифами на электрическую энергию для населения можно по ссылке
https://www.energosbyt.by/ru/info-potrebitelyam/fiz-l/tarify

5Каков порядок расчетов за потребленную электроэнергию?

Граждане обязаны производить оплату потребленной электрической энергии ежемесячно не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, путем внесения денежных средств на текущий (расчетный) банковский счет энергоснабжающей организации.

Расчетный период, как правило, составляет 1 месяц, если иное не оговорено договором электроснабжения.

Количество фактически потребленной электроэнергии за расчетный месяц определяется как разница между показаниями электросчетчика на 1-е число расчетного и 1-е число последующего месяцев.

Специфика расчетов с населением за потребленную электроэнергию состоит в том, что энергоснабжающая организация не располагает данными о ежемесячном фактическом электропотреблении каждого абонента. Поэтому ответственность за правильный своевременный съем показаний электросчетчика лежит на потребителе. Контролеры филиала «Энергосбыт» при плановых обходах, совершаемых с периодичностью 1-2 раза в год, сверяют правильность совершенных гражданами платежей с показаниями приборов учета.

Поэтому энергоснабжающая организация не направляет бытовым абонентам квитанции на оплату, как это происходит при начислении платежей за другие жилищно-коммунальные услуги. Платежным документом энергоснабжающей организации является предоставление в АИС «Расчет» «электронной базы плательщиков» с указанием последних оплаченных показаний приборов учета и действующих тарифов для оплаты гражданами потребленной энергии. Такая база данных фактически передается не позднее 10 числа месяца.

Формирование «электронной базы плательщиков» производится следующим образом.

В энергоснабжающей организации на каждого бытового абонента открыт лицевой счет, в котором имеется информация, влияющая на порядок расчетов: территориальная привязка, наличие и тип плиты для пищеприготовления, наличие льгот, наличие либо отсутствие зарегистрированных в жилом помещении граждан, предельные нормативы электропотребления, а так же основания для не применения этих нормативов и проч. В зависимости от имеющейся информации к абоненту применяется тот или иной алгоритм расчетов за потребляемую электроэнергию, который заложен в передаваемой в АИС «Расчет» базе данных.

Для правильной оплаты потребленной электрической энергии абонент должен снять показание прибора учета 1 числа месяца и после обновления «электронной базы данных» (после 10 числа месяца) внести эти показания при оплате посредством АИС «Расчет» в диалоговое окно инфокиоска, при использовании интернет-банкинга, либо сообщить его при производстве платежа оператору банка, почты. Сумма, подлежащая оплате, будет рассчитана автоматически.

6Что считается задолженностью за потребленную электроэнергию?

Задолженностью считается неоплата потребленной в расчетном периоде электрической энергии до 26-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если иное не предусмотрено законодательством.

При неоплате задолженности за потребленную электрическую энергию до конца месяца, следующего за расчетным периодом, ее погашение производится по тарифу, действующему на день оплаты такой задолженности.

7За что могут отключить электроэнергию?

Энергоснабжающая организация вправе приостановить оказание услуг электроснабжения гражданину, имеющему задолженность за два и более расчетных периода и не погасившему эту задолженность в течение 5 рабочих дней после получения письменного предупреждения, которое доставляется заказным письмом или вручается под роспись.

В случае, если гражданин отказался от подписи в получении предупреждения, а также в случае возврата почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату, энергоснабжающей организацией составляется акт, на основании которого приостанавливается оказание гражданину услуг электроснабжения в случае непогашения им задолженности в течение 5 рабочих дней со дня составления акта.

Восстановление электроснабжения осуществляется в порядке очередности после погашения абонентом задолженности и оплаты расходов на приостановление и возобновление оказания услуг электроснабжения.

Энергоснабжающая организация также имеет право приостановить подачу электрической энергии в случае невыполнении абонентом в установленный срок требований по выносу вводного устройства со средствами расчетного учета за (на) границу земельного участка. Такие предписания энергоснабжающая организация выдает при выявлении нарушений потребителем договорных условий электроснабжения, состояния средств расчетного учета. В случае невыполнении абонентом в установленный срок требований энергоснабжающей организации составляется акт, на основании которого приостанавливается оказание гражданину услуг электроснабжения.

Энергоснабжающая организация также имеет право приостановить подачу электрической энергии абоненту при установлении факта отсутствия абонента в жилом помещении в течение одного года и более, что подтверждается одновременно следующими условиями:

  • отсутствие письменного уведомления от абонента о выбытии из жилого помещения на срок более одного года;
  • непоступление платежей за электрическую энергию;
  • наличие письменного подтверждения представителя энергоснабжающей организации о длительном отсутствии абонента в жилом помещении.

8Каким образом необходимо оплачивать электроэнергию, если в квартире проживает несколько семей?

В соответствии с действующим законодательством, расчеты за потребленную электроэнергию в квартире, где проживает несколько нанимателей (собственников), производятся по показаниям общего прибора учета электроэнергии. Наниматели (собственники) и проживающие вместе с ними совершеннолетние члены семьи несут солидарную ответственность перед энергоснабжающей организацией по оплате потребляемой электрической энергии.

Производство взаимных расчетов за электроэнергию является обязанностью самих жильцов.

Спорные вопросы между жильцами по взаимным расчетам за пользование электрической энергией рассматриваются судами.

9Можно ли в коммунальной квартире разделить лицевые счета на оплату электроэнергии?

Да. Собственники жилого помещения вправе разделить лицевые счета в энергоснабжающей организации в установленном законодательством порядке при условии выполнения ими за собственные средства мероприятий по разделению электросети, предусматривающих установку индивидуальных приборов учета электроэнергии для последующего заключения договора электроснабжения с каждым из собственников в соответствии с требованиями Правил электроснабжения.

Для разделения лицевых счетов в филиале «Энергосбыт» РУП «Минскэнерго» необходимо: получить технические условия на электроснабжение квартиры от владельца электрических сетей (жилищной организации, в ведении которой находится дом, либо РЭС); выполнить проектные работы, согласовав их в установленном порядке с филиалами «Энергосбыт», «Минские кабельные сети»(либо РЭС); выполнить электромонтажные работы, организовав раздельный приборный учет электроэнергии; получить заключение в «Госэнергогазнадзор» о возможности ввода электроустановок в эксплуатацию; заключить отдельный на каждую семью договор электроснабжения.

10У многих граждан, постоянно проживающих в городе, имеются дома в сельской местности, которые используются только для сезонного проживания. Какой тариф применяется для расчетов за электрическую энергию, потребленную в таком доме при отсутствии зарегистрированных по месту жительства граждан? И как можно минимизировать затраты на услуги электроснабжения в данном случае?

В соответствии с действующим законодательством, при наличии у гражданина в собственности и (или) во владении и пользовании одного или нескольких жилых помещений и отсутствии в них (в одном из них) зарегистрированных по месту жительства собственника и (или) членов его семьи, плата за электроснабжение вносится по установленным законодательством тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на электроснабжение.

Таким образом, если в жилом доме отсутствуют зарегистрированные по месту жительства собственник и (или) члены его семьи, для расчетов за потребленную электрическую энергию применяется тариф, обеспечивающий полное возмещение экономически обоснованных затрат на электроснабжение.

Однако законодательством предусмотрено, что плата за услуги электроснабжения взимается по субсидируемым тарифам для населения с плательщиков жилищно-коммунальных услуг (абонентов), являющихся неработающими пенсионерами, достигшими общеустановленного пенсионного возраста, лицами, имеющими право на льготы по оплате за услуги электроснабжения в соответствии с пунктом 7 Положения или инвалидами III группы, зарегистрированными по месту пребывания, на основании письменного заявления, представляемого в энергоснабжающую организацию, и соответствующих документов (о регистрации по месту пребывания; для неработающих пенсионеров, достигших общеустановленного пенсионного возраста, — пенсионное удостоверение и трудовая книжка либо другой документ, подтверждающий, что пенсионер не осуществляет трудовую деятельность; для лиц, имеющих право на льготы, или инвалидов III группы — удостоверение инвалида), в оснащенных приборами учета расхода электрической энергии жилых помещениях (одноквартирных жилых домах, квартирах в многоквартирных и блокированных жилых домах).

Для расчетов за услуги электроснабжения по субсидируемым государством тарифам в жилом помещении должен быть зарегистрирован по месту пребывания именно абонент энергоснабжающей организации, являющийся неработающим пенсионером по возрасту или инвалидом. Правовые основания для расчетов по субсидируемым государством тарифам в случае регистрации по месту пребывания в жилом помещении членов семьи абонента (при отсутствии зарегистрированных по месту жительства граждан) отсутствуют.

11Кому предоставляются льготы по оплате электроэнергии? Как оформить эту льготу?

Перечень категорий граждан, имеющих право на льготы по оплате электроэнергии, а также условия, при которых эта льгота предоставляется, определены статьей 16 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».

Для оформления льгот граждане представляют документы, предусмотренные в пункте 1.11 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан»:

  • заявление;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий право на льготы.

Льготы по оплате услуг электроснабжения предоставляются гражданам со дня подачи ими заявления.

В случае если гражданин в силу возраста, состояния здоровья или других причин не может лично явиться в энергоснабжающую организацию для оформления льготы, это может сделать любой член его семьи, либо доверенное лицо, при наличии документа, удостоверяющего личность, документа, подтверждающего полномочия представлять интересы гражданина-льготника и документа, подтверждающего право на льготу гражданина. В случае отсутствия членов семьи или доверенного лица гражданин может обратиться в энергоснабжающую организацию с просьбой об оформлении льготы на дому.

Льгота предоставляется на фактический объем потребления электроэнергии гражданами-льготниками, но в пределах утвержденных местными исполнительными и распорядительными органами норм. Фактический объем электропотребления определяется на основании показаний прибора учета пропорционально количеству проживающих в жилом помещении граждан.

Норма потребления электрической энергии, в пределах которой предоставляется льгота, составляет (киловатт-часов в месяц):

  • 90 кВтч в жилых домах (квартирах), оборудованных в установленном порядке электрическими плитами (данная норма также применяется в случае использования электроэнергии в целях отопления и горячего водоснабжения);
  • 60 кВтч в жилых домах (квартирах), не оборудованных в установленном порядке электрическими плитами.

Объемы электроэнергии, потребленные сверх утвержденных норм, оплачиваются без учета скидки.

12Возможно ли предоставление льготы по оплате потребленной электрической энергии по месту временной регистрации по месту пребывания?

Да, льготы по оплате потребленной электрической энергии предоставляются гражданам, зарегистрированным по месту жительства или месту пребывания по выбору гражданина, имеющего право на льготу. Обращаем внимание, что льгота может быть предоставлена только по одному адресу по выбору гражданина.

13Что делать, если прибор учета стал работать неправильно - значительно увеличилось электропотребление?

При возникновении сомнений в правильности работы прибора учета электрической энергии гражданин имеет право подать заявление в энергоснабжающую организацию для проведения внеочередной поверки указанного прибора с предварительной оплатой затрат на проведение поверки в соответствии с калькуляцией энергоснабжающей организации. В случае, если по результатам внеочередной поверки выявлена неисправность электросчетчика, будет сделан перерасчет оплаченной абонентом электроэнергии.

14По каким тарифам производятся расчеты за потребленную электроэнергию в садоводческих товариществах?

Садоводческое товарищество производит расчеты за электрическую энергию в соответствии с договором электроснабжения, заключенным с РУП «Минскэнерго», по показаниям групповых приборов учета по тарифам, установленным для садоводческих товариществ Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, на уровне тарифов на электрическую энергию для населения.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30.05.2023 № 155 (далее – Указ № 155) электрические сети садоводческого товарищества (воздушные и кабельные линии электропередачи, трансформаторные подстанции) являются объектами общего пользования товарищества. В соответствии с Положением о садоводческом товариществе, утвержденным Указом № 155 (далее – Положение), члены товарищества вправе пользоваться объектами общего пользования товарищества в порядке, определяемом уставом товарищества, проектом организации и застройки территории товарищества, правилами внутреннего распорядка товарищества и решениями общего собрания (собрания уполномоченных).

Взаимоотношения садоводческих товариществ и его членов, связанные с объектами общего пользования товарищества, не относятся к компетенции РУП «Минскэнерго». Предприятие не вправе давать оценку действиям товариществ, в том числе по прекращению подачи энергии на дачные участки, выдаче предписаний на вынос приборов учета на границу участков, а также проверять правильность расчетов членов товарищества за электрическую энергию.

В соответствии с Положением члены товарищества вправе обращаться в суд с требованием о признании недействительными решений общего собрания (собрания уполномоченных), правления, его председателя.

15При производстве в многоквартирных жилых домах капитального ремонта жильцам на некоторое время отключают газ. Соответственно, возрастает расход электроэнергии за счет использования гражданами бытовых электроприборов (СВЧ печей, мультиварок, переносных электроплиток и т.д.). Можно ли в это время производить оплату по тарифам для домов, оборудованных электроплитами?

Нет. Данный тариф предусмотрен для жилых домов (квартир), оборудованных в установленном порядке стационарными электрическими плитами.

В соответствии с действующими нормативными документами к стационарно установленному электрооборудованию, включая стационарные кухонные электроплиты и встраиваемые конфорочные панели, относится не имеющее катков для передвижения электрооборудование весом более 18 кг, а также стационарно закрепленное электрооборудование.

Для установки и применения такого электрооборудования необходимо наличие и реализация проекта, разработанного в установленном законодательством порядке, позволяющего оборудовать квартиру электрической плитой.

16Что нужно, чтобы перенести электросчетчик в частном доме на несколько метров?

Необходимо обратиться в электрические сети за техническими условиями для электроснабжения жилого дома, выполнить проект электроснабжения, выполнить электромонтажные работы и сдать электроустановку в эксплуатацию.

17Как поступать при покупке квартиры, в которой отсутствует прибор учета расхода электроэнергии?

Энергоснабжающая организация рекомендует установить прибор учета электроэнергии. При временном пользовании электроэнергией без счетчика расчеты производятся по нормам, утвержденным решением Мингорисполкома от 14.05.2009 №1065, если квартира в г. Минске, и решением Миноблисполкома от 10.06.2009 №554, если квартира находится за пределами г. Минска. Норма зависит от количества комнат в квартире, количества граждан, зарегистрированных по данному адресу и типа установленной плиты для пищеприготовления. Кроме этого, расчеты за потребленную электроэнергию в данном случае производятся по тарифу, обеспечивающему полное возмещение экономически обоснованных затрат на электроснабжение.

18Сохраняется ли существующий (воздушный) ввод в дом с подключением квартир к нему или необходимо два ввода? Что необходимо второму собственнику для подключения электроснабжения?

В соответствии со сложившейся практикой взаимоотношений при разделе жилых строений между собственниками, энергоснабжающая организация не требует получения новых технических условий на электроснабжение части строения имеющего отдельный ввод и учет электроэнергии. Остальные собственники жилых помещений решают вопросы электроснабжения посредством договоренности между жильцами в пределах разрешенной к использованию мощности или получения новых технических условий на электроснабжение причитающейся части строения.

19При плановой замене приборов учета электроэнергии всем жильцам были установлены новые счетчики, но по техническим причинам в отдельной квартире счетчик был заменен позже, на уже бывший в использовании и имеющий показание отличные от нуля. Имеют ли право заменять счетчики на старые?

При проведении замены расчетных счетчиков у потребителей взамен снятого устанавливается счетчик, независимо от года выпуска, из обменного фонда, который в свою очередь формируется из счетчиков, снятых у потребителей и прошедших ремонт и регулировку в цехе РПУЭ филиала «Энергосбыт» РУП «Минскэнерго». Кроме того, все приборы учета электроэнергии проходят поверку в Белорусском Государственном Институте Метрологии, свидетельством чего является клеймо Госповерителя с указанием квартала и года поверки. Филиал «Энергосбыт» пополняет обменный фонд также новыми электросчетчиками, установка которых производится не выборочно потребителям, а по мере поступления их на склад. Однако следует отметить, что их количество невелико вследствие направленности технической политики государства в применении электронных приборов учета электроэнергии.

20Какой тариф на электрическую энергию применяется при наличии у одного собственника нескольких жилых помещений?

В соответствии с пунктом 12 Положения, при отсутствии зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении граждан, плата за электроснабжение вносится по установленным законодательством тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание таких услуг.

Таким образом, применение тарифа зависит не от количества имеющихся в собственности гражданина жилых помещений, а от наличия зарегистрированных в них граждан.

Например: Гражданин имеет в собственности 2 квартиры. Вся его семья зарегистрирована по месту жительства в одной из них, а во второй никто не зарегистрирован. Тогда ко второй квартире применяется тариф, обеспечивающий полное возмещение экономически обоснованных затрат на электроснабжение. Но если во второй квартире кто либо зарегистрирован, то тариф, обеспечивающий полное возмещение экономически обоснованных затрат на электроснабжение, применяться не будет.

21По какому тарифу необходимо производить оплату электроэнергии, потребленной в отдельно стоящем на территории домовладения гараже?

При наличии у плательщика в собственности и (или) во владении и пользовании оснащенных приборами индивидуального учета и используемых для личных целей (за исключением использования для предпринимательской деятельности) нежилых помещений в одноквартирных, блокированных, многоквартирных жилых домах, в том числе переведенных в установленном законодательством порядке из жилых в нежилые, нежилых капитальных строений (при условии наличия заключенного между энергоснабжающей организацией и плательщиком отдельного договора либо открытого счета для расчетов за потребленную электроэнергию в указанных помещениях, нежилых капитальных строениях) оплата услуг электроснабжения производится по установленным законодательством тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание данных услуг.

22Как должна производиться оплата потребленной электрической энергии частными унитарными предприятиями, использующими жилые помещения для своего местонахождения?

Согласно п.12 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 №571 собственником жилого помещения, использующим его в соответствии с законодательством для местонахождения частного унитарного предприятия, плата за электрическую и тепловую энергию осуществляется с даты государственной регистрации данного предприятия по установленным законодательством Республики Беларусь тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на электро-(тепло)снабжение, за исключением случая, если собственник жилого помещения не является учредителем данного предприятия и в отношении собственника имущества данного предприятия возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Основание для взимания с собственника жилого помещения, в котором зарегистрировано частное унитарное предприятие, платежей по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат, отпадает только после ликвидации юридического лица и внесения регистрирующим органом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении частного унитарного предприятия из этого регистра. Порядок и условия ликвидации юридического лица регламентированы Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».

23Кто отвечает за работу уличного освещения в сельских населенных пунктах?

Уличное освещение в сельских населенных пунктах относится к коммунально-бытовому обслуживанию населения и находится в компетенции государственных органов управления. В данном случае заказчиком и ответственным лицом по выполнению социального стандарта по уличному освещению выступает местный орган власти — сельский исполнительный комитет.

Филиалы РУП «Минскэнерго» являются лишь техническим исполнителем в части эксплуатации уличного освещения, выполняя письменные распоряжения местных органов власти.

24Какие существуют требования по освещению сельских населенных пунктов и каким нормативным документом они закреплены?

Наружное освещение городов, поселков и сельских населенных пунктов регламентируется техническим кодексом установившейся практики «Естественное и искусственное освещение. Строительные нормы проектирования» (ТКП 45-2.04-153-2009 (02250) и постановлением Совета министров Республики Беларусь «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» от 30 мая 2003 г. №724. в части обеспечения социального стандарта по удельному весу освещенных улиц, который принят в среднем по республике не менее 80% от общей протяженности улиц населенного пункта.

В целях обеспечения единого подхода при оценке выполнения нормативов социальных стандартов республиканскими органами государственного управления совместно с облисполкомами были выработаны предложения по территориальному уровню внедрения государственных социальных стандартов, которые были приняты Советом Министров Республики Беларусь.

В соответствии с территориальным уровнем внедрения, учитывающим разное развитие инфраструктуры и плотность проживания населения, уровень выполнения социального стандарта по удельному весу освещенных улиц в сельских населенных пунктах определяется схемами установки светоточек по каждому населенному пункту. Схемы расстановки светоточек согласовываются сельскими исполкомами и утверждаются райисполкомами.

25Куда обращаться если не работает уличное освещение в сельских населенных пунктах?

В случае возникновения каких-либо нареканий или вопросов по работе уличного освещения граждане должны обращаться в сельский исполком, на территории которого находится сельский населенный пункт. Заявки в сельском исполкоме регистрируются , собираются и потом направляются в соответствующий район электрических сетей.

26Почему отключается уличное освещение на летний период в сельских населенных пунктах?

Уличное освещение в сельских населенных пунктах на летний период может быть отключено либо может быть изменен режим работы по решению местных органов власти.

27Почему в районах, прилегающих к энергоисточникам РУП «Минскэнерго», периодически появляется неприятный «нефтяной запах»?

Основное топливо, используемое на энергоисточниках
РУП «Минскэнерго» – природный газ, резервное – топочный мазут (М-100). За 2022 год соотношение использования топлива: природный газ – 98,42%; топочный мазут – 0,42%; местные виды топлива – 1,16%.

Жидкое топливо (топочный мазут) поступает (при необходимости) в железнодорожных цистернах, а также автомобильным транспортом, на энергоисточники, где отсутствует железная дорога. Для придания топливу необходимой вязкости, с целью слива из цистерн и перекачки насосами выполняется его разогрев подачей пара в цистерны.

Для возможности оперативного перехода на резервное топливо мазут в резервуарах хранится в разогретом состоянии.

Все резервуары мазутных хозяйств энергоисточников
РУП «Минскэнерго» регулярно проходят техническую диагностику и находятся в технически исправном состоянии (согласно требованиям ТНПА) и работает без замечаний, как при разгрузке топлива, так и при подаче его на сжигание в котлоагрегаты.

В соответствии со стандартом ГПО «Белэнерго» СТП 33240.20.501-19 «Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Республики Беларусь», а также СТП 09.110.23.510-07 «Инструкция по эксплуатации мазутных хозяйств тепловых электростанций и районных котельных», при работе котлоагрегатов на природном газе, часть мазутных резервуаров должна находиться в горячем резерве (температура мазута 60-80°С), с целью оперативного перехода на его сжигание в котлоагрегатах при прекращении поставок природного газа (аварийных ситуациях на газопроводе).

В соответствии с п.6.2 СТП «ГПО Белэнерго» 33240.23.100-21 «Нормы и правила по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных ГПО «Белэнерго»» и п.4.2.25 ВНТП 81 «Нормы технологического проектирования тепловых электрических станций и тепловых сетей» склад резервного жидкого топлива энергоисточника должен обеспечивать 10 – суточный расход энергоисточника с целью возможности доставки, пополнения запасов топлива, при прекращении поставок природного газа.

В связи с вышеизложенным, не использовать разогрев мазутных резервуаров, а также полностью отказаться от хранения топочного мазута на энергоисточниках РУП «Минскэнерго», не представляется возможным.

В связи тем, что энергоисточники РУП «Минскэнерго» расположены в непосредственной близости к жилым районам, возможно периодическое появление специфического запаха мазута в близлежащих районах в любой момент времени суток.

К примеру, для выявления причин появления «нефтяного запаха» в микрорайонах города Минска, прилегающих к филиалу «Минская ТЭЦ-4», а также уточнения состава нефтепродуктов, лабораторией органической химии Белорусского государственного технологического университета выполнена научно-исследовательская работа (далее – НИР): «Сопоставительный анализ состава и физико-химических свойств образцов мазута топочного, отобранных из резервуаров № 1, 3 и 1 арбитражной пробы мазутного хозяйства филиала «Минская ТЭЦ-4» РУП «Минскэнерго». Согласно результатам НИР появление «нефтяного запаха» никак не связано со сжиганием мазута на котлоагрегатах. Причинами появления «нефтяного запаха» является испарение (унос) из мазута, хранящегося в мазутохранилищах Минской ТЭЦ-4, легких фракций углеводородов С6 — С12, относящихся к бензиновым фракциям, что связано с необходимостью придания мазуту необходимой вязкости при его производстве.

В связи с переходом на новые технологии по глубокой переработке нефти на нефтеперерабатывающих заводах существенно изменился ненормируемый состав компонентов нефтяного топлива по ГОСТ 10585-2013 «Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия» (далее – ГОСТ) при соблюдении нормируемых показателей (по вязкости, зольности, сере, плотности, вязкости и других). Разогрев данных нефтепродуктов сопровождается значительным выделением летучих компонентов топлива, которые, в зависимости от направления и силы ветра, могут ощущаться даже за пределами санитарно-защитной зоны энергоисточников.

Для обеспечения надежного и бесперебойного снабжения населения и промышленных потребителей тепловой и электрической энергией топочный мазут в 2022 году использовался:

— на филиалах «Минские тепловые сети» и «Молодечненские электрические сети» с целью проведения режимно-наладочных испытаний;

— на филиале «Слуцкие электрические сети» с целью высвобождения емкостей для проведения диагностики мазутных резервуаров;

Во время сжигания мазута, как и в остальное время, эксплуатация оборудования и ведение режимов его работы осуществляется оперативным персоналом энергоисточника в соответствии с разработанными в процессе испытаний и утвержденными режимными картами, с соблюдением экологических нормативов, установленных в комплексном природоохранном разрешении или разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Согласно данным замеров аккредитованных лабораторий, а также данным автоматизированных систем контроля за выбросами, превышений концентраций выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2022 год не выявлено.

Кроме того, центром гигиены и эпидемиологии проводятся лабораторные исследования качества атмосферного воздуха с учетом направления ветра в зоне влияния выбросов энергоисточников. Концентрации загрязняющих веществ, входящих в состав выбросов энергоисточников, за 2022 год соответствовали установленным гигиеническим нормативам.

Для минимизации проявления «нефтяного запаха»
РУП «Белнипиэнергопром», по договору с РУП «Минскэнерго», разработана предпроектная документация по объекту: «Реконструкция мазутного хозяйства филиала «Минская ТЭЦ-4» РУП «Минскэнерго»», на которую получено положительное заключение экологической экспертизы №1187-Э
от 11.07.2022. Ориентировочный срок реализации указанного объекта строительства — 2025 год.